Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Новосибирск — некрасивый город, но шанс на резкий скачок вперед есть»

Антон Митько, Виталий Эйгерис9 декабря 2020 950
2021-04-29T11:24:02.990000+00:00
«Новосибирск — некрасивый город, но шанс на резкий скачок вперед есть»
Фэшн-фотограф Артем Ионов о родном городе и о том, как, никуда не уезжая, попасть на страницы парижских журналов

Новосибирск можно считать городом ученых, торгашей или местом с высокой концентрацией промышленных предприятий. Но вряд ли кто-то додумался бы назвать самопровозглашенную столицу Сибири сердцем фэшн-индустрии. Фотограф Артем Ионов хоть и не дает городу таких громких наименований, но своей деятельностью «открывает» его для яркого глянца и высокой моды. Фотографии Артема печатают известные мировые журналы, а крупные бренды одежды заказывают у него съемки. Мы побывали в студии одного из самых популярных фэшн-фотографов за Уралом, прогулялись по Вокзальной магистрали, где сосредоточены важные для Артема места, и поговорили о том, какие шансы есть у Новосибирска для качественного скачка вперед.

Новосибирск — Прокопьевск — НГТУ: детство и вуз

Я считаю Новосибирск своим родным городом — здесь я родился и затем нашел себя в профессии. Однако в возрасте 2-3 лет мы с родителями переехали отсюда в Прокопьевск — небольшой шахтерский городок в Кемеровской области. Это произошло потому, что оттуда родом мой папа. Родители решили продать здесь однокомнатную квартиру и на эти деньги смогли купить в Прокопьевске четырехкомнатную. В итоге там прошло мое детство. 

Если сравнивать Прокопьевск с Новосибирском, то это абсолютно разные вселенные. Новосибирск — мегаполис, который пусть и не так явно для многих, но развивается. Прокопьевск же — маленький город. Кроме того, он деградирует: шахты закрываются, и люди оттуда уезжают. В последнее время этот факт очевиден — я периодически приезжаю туда, и год за годом он становится все менее привлекательным для жизни. Грусть, тоска и депрессия — так бы я охарактеризовал его сейчас.

После окончания школы в Прокопьевске, я вернулся в Новосибирск, чтобы поступать в университет. Я выбрал АВТФ (факультет автоматики и вычислительной техники — Ред.) в НГТУ. В те годы, на стыке тысячелетий, началась компьютерная эра. Мне повезло, что в Прокопьевске у меня, единственного в классе, был ПК, и я не на шутку увлекся программированием. Поэтому выбор среди вариантов, где и какое высшее образование получать, дался мне легко. На Новосибирск он пал потому, что здесь я все-таки родился и местные вузы всегда считались одними из лучших в регионе.

Моей специальностью в НГТУ стало обеспечение информационной безопасности. Этому учатся по большей части будущие сотрудники спецслужб: изучают различные подслушивающие устройства, хакерство и, наоборот, защиту компьютеров от взлома. В общем, специальность интересная. В некотором смысле я выбрал ее, пойдя по стопам отца: он работал в банке и занимался его автоматизацией. Кстати, именно поэтому у нас дома всегда и были компьютеры. Разбирать и собирать их я тоже научился еще в детстве. 

В школе мне легко давались все предметы, я был отличником, поэтому думал, что без проблем поступлю в выбранный вуз. Однако я не учел, что учился в прокопьевской школе. И для того, чтобы обучаться в престижном университете на сложной специальности, мне нужно было еще подтянуть свой уровень подготовки. В итоге со скрипом и трудом, но я все-таки поступил на АВТФ.

Пока я в детстве жил в Прокопьевске, мы иногда приезжали в Новосибирск в гости. Но так как я был с родителями, то даже не думал о нашем городе в контексте его масштаба, развития, инфраструктуры.

А когда я приехал поступать в НГТУ и впервые оказался в Новосибирске один, то после компактного Прокопьевска не сразу смог понять наш мегаполис и привыкнуть к его ритму

В адаптации хорошо помог опыт жизни в общежитии при НГТУ. Там многие были иногородние, и мы вместе изучали город, точнее, его левый берег. Да и в целом в общаге было, конечно, весело.

Дизайн — веб — фото: профессии и работы

Уже со второго курса учебы в вузе я начал работать. Причем в той сфере, которая не была близка моей специальности. Меня увлек дизайн, и я решил двигаться в этом направлении. Но изначально я об этом ничего не знал: просто пришел в пресс-центр НГТУ и сказал: «Хочу работать». Меня спросили: «Что умеешь?». Я ответил: «Ничего». Например, программу Photoshop я впервые увидел именно там. Но так как еще в Прокопьевске я окончил художественную школу и умел хорошо рисовать, то это помогло мне в моих первых шагах на пути дизайнера.

Сразу же я погрузился в работу, так как задач было много — культурная жизнь в НГТУ кипела. Я делал разные листовки и плакаты для вузовских событий и вечеринок, макеты для институтских газет и журналов. В общем, всю печатную продукцию университета с начала до середины нулевых делал я. Параллельно с этой деятельностью у меня было еще несколько подработок — также в сфере дизайна. Среди них — в Торгово-промышленной палате, офис которой располагался на площади Карла Маркса.

Сам я люблю Тихий центр с его старой архитектурой и маленькими улочками — пожалуй, это один из немногих островков красоты, которые остались в Новосибирске

После окончания вуза я ушел в веб-дизайн и начал работать в разных газетах и глянцевых журналах, делал логотипы для сайтов и коммерческих организаций. Всех уже сложно вспомнить, а большинства, наверное, уже и не существует. Например, сотрудничал с газетами «СтройБум» и «Работа для вас». А еще был журнал, где все материалы были связаны с эзотерикой, психологией, космологией. Такой вот слепок времени из печатных изданий более чем десятилетней давности. 

Через 3-4 года я сменил род деятельности. У этого судьбоносного решения было две причины. Во-первых, я просто устал сидеть в офисе. А во-вторых, меня начало утомлять общение с заказчиками. Особенно это стало заметно, когда я осознал, что в дизайне я уже настоящий профи. Мне было все тяжелее выслушивать от мало понимающих в этой сфере клиентов их обывательские советы и заказы: «Вот сюда добавь розовенький, а сюда — синенький». Это бесило.

Когда чуть больше десяти лет назад моя супруга забеременела, то решила устроить фотосессию в стиле «в ожидании чуда». Мы обратились к фотографу и приехали в студию, которая находилась на улице Писарева. Когда мы попали в это пространство, то сразу заинтересовались не только ремеслом фотографа, но и этим сегментом бизнеса. Так мы с женой решили открыть свою фотостудию. 

Я ушел с работы, где занимал должность арт-директора, и проработал на фрилансе в этой сфере еще пару лет. К слову, в материальном плане я не сильно проиграл — мои подработки приносили достойный доход. Сразу после решения об открытии студии я пошел учиться фотоискусству. Как и с дизайном, опыта в этом на тот момент у меня не было. Для обучения я выбрал «Сибирскую школу фотографии», которая находилась на базе фотостудии «Сакура», расположенной на улице Потанинской. 

Отучившись несколько месяцев, мы открыли фотостудию Zoom-zoom. Место под нее выбрали, исходя из удобства для большинства горожан, — рядом с центром Новосибирска, по адресу улица Советская, 52. Здесь мы работаем до сих пор. Студия находится в полуподвале: изначально это было помещение, где ничего не было. Но кирпичные стены и вся здешняя атмосфера как бы опережали время — сейчас такие места называются лофтами, в них открываются модные барбершопы или кофейни.

В сфере фотографии мой выбор пал на фэшн-нишу. Это произошло почти случайно. Одними из первых, кто пришел в только что открытую студию, стали фэшн-фотограф Сергей Рогов и визажист Дильмурат Султанов. Я посмотрел на их работу, на их команду, в которую входили еще несколько человек, и мне понравилось. 

Я стал практиковаться и окунулся в эту тему с головой. Специфика именно фэшн-съемок заключается в том, что в них всегда задействована большая команда и много технического оборудования. Соответственно, на все это должен быть заложен большой бюджет. Кроме того, именно заказчики из фэшн-индустрии считаются одними из самых требовательных и взыскательных. Поэтому моя работа — это всегда большая ответственность, и сделать плохо не получится. 

За последние годы я сотрудничал с такими международными журналами, как Elle, Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Grazia. В Новосибирске я также сотрудничаю с самыми крупными и известными брендами. Например, мультибрендовый универмаг Lukse. А на Вокзальной магистрали есть целый дом с бутиками, почти для каждого из которых я провожу фотосессии, когда у них обновляются коллекции.

Через несколько лет после студии мы с супругой открыли хостел на Фрунзе, 5. Мы поставили себе задачу сделать яркое, уютное и прогрессивное место — в духе тех хостелов, которые видели в Европе. Позвали ребят-художников из команды «Такнадо!», они расписали каждый номер граффити: такими, какими они  хотели, — условий и рамок мы им не ставили. Назвали его Funkey hostel. Правда, этим бизнесом больше занималась моя жена, потому что у меня совсем не было времени. Не так давно мы продали его, и он живет дальше своей жизнью.

Левый — правый — Родники: квартиры и город

Если попробовать нарисовать портрет Новосибирска моими глазами, то вышло бы как минимум две картины. Первая связана с годами моей учебы и жизни на левом берегу. В те времена город ограничивался для меня именно левобережьем, которое я за несколько лет изучил вдоль и поперек. Конечно, ближе всего для меня места возле метро «Студенческая» — проспект Карла Маркса и сам студгородок НГТУ. Но потом я еще жил на Затулинке, в Западном и Юго-Западном микрорайонах.

Если прорисовывать какие-то конкретные места более детально, то мне уже сложно вспомнить все те заведения, которые были почти 15 лет назад в центре левобережья. Но одно место точно являлось для меня знаковым. Все студенческие годы я занимался спортом — рукопашным боем и пауэрлифтингом. Поэтому новый на тот момент спортивный комплекс НГТУ был важной частью моей жизни. Я до сих пор хожу в разные залы, но уже больше для поддержания формы. 

А еще существует другой мой Новосибирск — уже вне границ левого берега. Последние восемь лет, после открытия студии Zoom-zoom, мы с семьей живем на правом берегу — в микрорайоне Родники. Нас здесь все устраивает, за исключением пробок, которые постоянно бывают на пути в центр города. 

Родники — это «город в городе»: в пешей доступности есть все, что нужно для жизни. Если нет необходимости ездить на работу, то оттуда можно не выезжать

Так как у нас двое детей, весь досуг так или иначе связан именно с ними. Мы любим гулять по паркам, иногда выбираемся в кафе или семейные рестораны. Среди любимых — «Чашка кофе». Еще дети полюбили детскую площадку в ТРЦ «Мега». Мы всей семьей ходим в театры, в первую очередь в «Глобус», но в последние разы посещали театр Афанасьева и «Арт Усадьбу». Среди моих знакомых есть немало актеров, поэтому всегда приятно увидеть их на сцене. 

Сам я люблю центр города, точнее, именно Тихий центр с его старой архитектурой и маленькими улочками. Пожалуй, это один из немногих островков красоты, которые остались в Новосибирске и в которых приятно находиться. По большей же части Новосибирск, по моему мнению, некрасивый город. Его очень портят точечная застройка, пыль, неухоженность. Но шанс на развитие и резкий скачок вперед есть.

Мне кажется, будущее Новосибирска за наукой. Он всегда был известен тем, что к нам из разных мест приезжали учиться талантливые ребята. Это был во всех смыслах молодой город — место, где рады новым идеям. Это территория свободы, творчества и науки. Проблема в том, что мало кто из этих приезжих после учебы задерживается здесь. И с каждым годом их становится все меньше.

Новосибирск не может предложить почти ничего молодым, умным и прогрессивным профессионалам своего дела. А нужно заинтересовывать людей, чтобы они оставались и развивали город 

Возвращаясь к Родникам, в некоторых аспектах этот микрорайон выгодно отличается от других частей города. Например, там много зеленых зон — деревьев, газонов, клумб с цветами. Еще там живет преимущественно молодежь и семьи с детьми. Ведь это новый микрорайон: здесь активно строятся разные ЖК. В Родниках хватает детских садов, школ, есть бассейн. Раньше не было кофеен, но сейчас появились и они. В общем, Родники — это «город в городе»: в пешей доступности есть все, что нужно для жизни. Если нет необходимости ездить на работу, то оттуда можно не выезжать.

Хотя лично мне приходится выбираться отсюда довольно часто. И не только в свою студию на улице Советской, но и в другие города России и мира. Точнее, приходилось до всем известных времен, наступивших год назад.  

Вчера — сегодня — завтра: реалии и планы

В моей работе важное место занимают модели. Конечно, мне больше нравится сотрудничать с профессионалами — они все знают, понимают и буквально по щелчку пальца включаются в процесс. В Новосибирске таких очень мало. Точнее, их могло бы быть здесь много. Но как только модель становится хоть немного заметна и интересна, она сразу же уезжает в Москву или за границу. Поэтому для съемок в Новосибирске моделей высокого уровня, выросших здесь, приходится буквально вылавливать, когда они приезжают  в родной город погостить. 

Кстати, за время пандемии и режима изоляции многие вернулись на свою родину. Поэтому нашей индустрии и лично мне последний год не только не принес экономических потерь, а, наоборот, дал возможность для развития. И если в студии сократился обычный поток наших клиентов, то в плане моих фэшн-съемок точно ничего не изменилось. Ведь вся прелесть этой индустрии заключается в том, что у нее нет сезонности: компаниям постоянно приходят товары, которые необходимо реализовывать. Чтобы это сделать, нужно красиво и стильно их презентовать. И за этим обращаются как раз ко мне.

Второй вариант работы с моделями — это поиск перспективных, одаренных девушек здесь, в Новосибирске. Это более кропотливая, долгая и сложная работа. Ведь даже при удачном стечении обстоятельств, когда я нахожу интересную начинающую модель, приходится быть не только фотографом, но и немного психологом. Девушки еще не имеют достаточного опыта в работе перед фотокамерой, с ними нужно много говорить, объяснять нюансы нашего дела.

Другой важный пункт в моей деятельности в Новосибирске — почти полное отсутствие конкуренции при достаточно большом рынке. Я не знаю кого-то, кто в нашем городе занимался бы исключительно фэшн-фотографией на постоянной основе и на том же уровне, что и я. И это в третьем по количеству населения городе страны. Хотя, в этом нет ничего удивительного, ведь почти в любой сфере у нас все сводится лишь к Москве. Ни значимой фэшн-индустрии, ни большого количества фэшн-фотографов почти нет ни во Владивостоке, ни в Екатеринбурге, ни даже в Санкт-Петербурге.  

Из-за этого одно время я подумывал перебраться в Москву, потому что считал, что в Новосибирске я уже достиг или скоро достигну потолка — и в плане профессиональной сферы, и в материальном аспекте, и в смысле личных амбиций. Но, как уже сказал выше и как бы это ни казалось странным, именно прошлый год был для меня прорывным. Потому что в 2020-м я стал чаще попадать во все модные журналы и сотрудничать с большинством именитых компаний.

Тогда я понял, что в моей сфере деятельности можно развиваться и без переезда из родного города. Безусловно, мне хочется ездить по работе в Милан, Париж или Лос-Анжелес. Но, во-первых, я бы хотел воспринимать эти поездки именно как командировки. Во-вторых, нужно еще дождаться тех времен, когда снова будут открыты физические границы. Потому что формальные в своей голове — относительно моего дальнейшего роста и развития — я уже стер.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru